|
|
Наши размышления, пережитое, выкристаллизованное, созревшее, сформулированное внутри, то, что потребовало словесного выражения, а также вопросы к пространству, единомышленникам. |
|
Общество хореографической независимости
Закон и свобода
Свобода воли – Божественный Дар человеку. Но человек живет в мире, в космосе, который возник из хаоса с установлением Закона. Осознание законов приносит свободу. Именно о-со-знание. Ибо только знать - мало, надо еще быть и со-юзным, со-гласным и со-гласованным с тем, кто стоит за законами. Если есть рельсы, то свобода не в том, чтобы ездить поперек них, а в том, чтобы, пользуясь ими добраться до любой точки планеты.
Мироздание – это структура. Части мироздания находятся в определенных отношениях и взаимосвязи. Осознать эти отношения – значит научиться пользоваться структурой без ее сопротивления, тогда она начитает помогать в достижении целей. Для танца мы используем тело. Тело так же представляет собой структуру.
Импровизация предполагает уже наличие некоторой свободы во владении телом. Многие убеждены, чтобы импровизировать, необходимо владеть уже какой-то специальной техникой. Другая крайность – представление об импровизации как о хаотическом движении, «как Бог на душу положит». В последнем случае ровняются на животных, мол, их никто не обучает, а гляди, как гармонично движутся!
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что животные «обучаются» своей природной пластике в условиях жесточайшего естественного отбора. Им под страхом смерти приходится усваивать законы биомеханики, т.е. законы эффективного движения. Слава Богу, некоторым что-то удается передать потомству не только в виде жестких схем инстинктивного поведения, но и при помощи обучения. Что до танцевальной техники – это так же частный случай биомеханической эффективности, как двигательные стереотипы аиста или крота, определяемый хореографическими, эстетическими и социальными задачами и условиями.
Доля инстинктивного в сознании человека на много меньше, чем у животного, зато обучаемость несравненно выше (Суфий Аль-Газали так говорил об этом: Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться). Может быть, и человек двигался бы естественно и гармонично, не будь у него сложной и более или менее отягощенной психики (на тело она влияет у человека заметно сильнее). Коль скоро она у нас есть, то придется разбираться и с этой структурой.
Как видим, законы и там и тут, разве что разница в жесткости ситуации и в применении (у людей цели более или менее далекие от проблемы жизнеобеспечения, более или менее эстетические). И если учить импровизации, т.е. свободному самовыражению, неограниченному рамками некой специальной техники, то учить надо именно законам. Древние китайцы умудрились свести все к закону Великого Предела, Тай-цзи, взаимодействию Инь-Ян. И он непреложно действует и в сфере физического тела. И это прекрасно! «Наглядное пособие по Инь-Ян» у нас всегда (почти) под рукой! Наша задача еще более сужается: учиться, выходит, нужно наблюдению и самопознанию.
Тело – гениальнейший инструмент, оно исполняет только то, что ему приказали. Приказания исходят из психики. Вот и получается, что движение состоит из инструмента и мастера, из тела и Приказывающего. Познавая и то и другое, открываешь перед собой все более пространные перспективы. В руках оказываются «ключи» от множества техник. Познание освобождает и от тупого заучивания, оборотной стороной которого является невозможность применить заученное на практике органично и вовремя.
Предельное расширение приведет к сжатию, предельное сжатие приводит к расширению. Возжелав свободы, мы приходим к Закону. Познавая «внешние» законы мы приходим к необходимости познать внутренний закон. Подчиняя себя внутренней дисциплине, видим, как все большее нам доступно снаружи. Постигая Причину причин получаем ключи от разнообразнейших следствий.
Закон явленный – это Красота. Путь Танца – это Путь Красоты. А те, кто задастся вопросом, в чем, в конечном счете, секрет привлекательности танца для человеческих существ, думаю, придут к тому же решению, что и дзенский учитель Хакуин:
В пении и танцах – голос Закона.
Ольга Дятлова
Вернуться назад
|
|