Главная страницаНаписать письмо

О нас
Направления
Новости
Текущее
Несгораемое
Комната
для медитации

Встреча в пути
Галерея
Невыносимое
Афоризмы
Библиотека
Глоссарий

Определения терминов, используемых нами в процессе обучения и для скорейшего взаимопонимания – содержание этого раздела. Основной объем - система терминов, разработанная классическим танцем. Это – настоящее сокровище. Трудно было бы изъясняться нам между собой, если бы ее не было, пришлось бы все равно создать нечто подобное! Однако нам, как и другим танцевальным школам, есть что добавить в сокровищницу. С благодарностью к энциклопедии «Балет» под редакцией Ю. Н. Григоровича (М., 1981) и учебнику А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (С-Пб., 2000).


ADAGIO
[адажио]
ит. - медленно, спокойно.
  1. Обозначение медленного темпа
  2. Танцевальная композиция чаще лирического характера. Широко вводится в балетные спектакли (дуэт с использованием поддержек) и в хореографические миниатюры.
  3. Основная часть сложных классических танцевальных форм, исполняемая в медленном темпе (pas de deux, grand pas, pas d`action и др.)
  4. Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releve и developpes у палки и на середине. Вырабатывает устойчивость, умение гармонично сочетать движения рук, ног и корпуса. Композиция А. может быть простой и сложной. Развернутое А. на середине зала допускает включение всех pas классического танца от port de bras до прыжков и вращений.


ALLEGRO
[аллегро]
ит. - веселый, радостный.
  1. Быстрый, оживленный музыкальный темп.
  2. Часть урока классического танца (exercice), состоящая из прыжков.
  3. Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrees, вариации, coda, ансамбли) сочинены в характере А.


ALLONGE
[алонже]
фр. - удлиненный, продленный, вытянутый.
  1. Поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене. arabesque, одноименная рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закругленных позиций (arrondi), локти выпрямлены, кисти повернуты наружу, что придает позе «летящий» характер.
  2. Одно из названий arabesque.
  3. Прием классического танца, основанный на распрямлении закругленных позиций рук (см. Рreparation).


A LA SECOND
[а ля сгонд]
фр., буквально - во вторую позицию.

Поза классического танца: нога через II позицию поднята в сторону на 90 или выше.

APLOMB
[апломб]
фр. - равновесие, самоуверенность.
  1. Уверенная, свободная манера исполнения.
  2. Умение сохранять в равновесии все чисти тела. В 18 в. - прием виртуозной техники: fair des aplombs (делать «апломбы») - значило останавливаться в равновесии на полупальцах в продолжение нескольких тактов. В 19 в. Танцовщики одухотворяли прием: в стремлении придать позам воздушность они поднимались на пальцы.


ARABESQUE
[арабеск]
фр. - аравский,
ит. - arabesco.

Одна из основных поз классического танца, отличие которой – поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым как в позе attitude) коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида А. I и II – ноги в положении efassce.
I II III IV III IV I A.: рука соответствующая (одноименная) опорной ноге вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз (allonge). Корпус слегка наклонен, но спина вогнута (это относится и к другим видам А.)
II A.: вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге (разноименная опорной), другая отведена в сторону, и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителю.
III, IV A. - ноги в положении croise
III A.: соответствующая поднятой ноге рука (разноименная опорной ноге) устремляется вперед, к ней направлен взгляд (вдоль нее), другая рука отведена в сторону.
IV A.: впереди рука, противоположная поднятой ноге (одноименная опорной). Корпус развернут спиной к зрителю от талии. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукй.
А. исполняется на вытянутой ноге, в plie, на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечет за собой преображение выразительной сути А.

ARRONDI
[аронди]
фр. - закругленный, округленный.

Обозначение округлого положения рук от плеча до пальцев в отличие от положения allonge. По принципу А. определены основные позиции рук: мягко (округло) согнутые локти, запястья, кисти.

ASSEMBLE
[ассамбле]
фр. - собранный.

В классическом танце прыжок с выбрасыванием ноги вперед, в сторону и назад под углом 45 (petit A.) и 90 (grand A.). Основным отличием А. является соединение (собирание) в воздухе ног в V позицию. Прыжок заканчивается на две ноги в той же, V, позиции. А. исполняется на месте и с продвижением в сторону броска ноги в положениях en face, croise, effacee, ecarte. Существуют также другие формы А.: двойное (double), с заноской (batu), с поворотом (en tournant).

ATTITUDE
[аттитюд]
фр. - положение, поза.

Одна из основных поз классического танца, главная особенность которой – согнутое колено поднятой назад ноги. В А. основная линия образуется из опорной ноги, корпуса и рук в III позиции. Главные виды А. - А. efacee и А. croisee. В позе А. efacee поднятая нога открыта, мягко развернута. Соответствующая (одноименная) ей рука находится в III позиции. Голова повернута к поднятой руке. В позе А. croisee, закрытой, состоящей из перекрещивающихся линий, корпус заслоняет поднятую ногу, позволяя видеть лишь ее носок. Для А. возможны разнообразные изменения. Балетмейстер К. Блазис писал об А.: «Танцовщик, движущийся против ветра, в каком бы то ни было направлении, должен тщательно сохранять центр тяжести на линии, которая его поддерживает. Это особое положение, называемое аттитюдом, самое изящное, но и самое трудное из всех положений танца». Для А. характерен перегиб, т.к. согнутая в колене нога позволяет корпусу сильно перегнуться.

BALANCE
[балянсе]
от фр. balancer - раскачивать, качаться, колебаться.
  1. Движения, в которых переступания с ноги на ногу, чередующиеся demi-plie и подъем на полупальцы, сопровождается наклоном корпуса, головы, рук из стороны в сторону,что создает впечатление мерного покачивания.
  2. У станка другой вид В.:
    Bbattement jete B. - быстрое, короткое качание (вниз - вверх) вытянутой ноги или быстрое ее отведение на 1/4 или 1/2 круга с возвращением ее в прежнее положение.
  3. Grand battement jete B., при исполнении которого после grand battement jete вперед с отклонением корпуса назад нога проходит через I позицию и выбрасывается назад с наклоном корпуса вперед. На середине зала Grand battement jete B. исполняется и в сторону, поочередно одной и другой ногой по I или V позиции.


BALLON
[баллон]
фр. - воздушный шар, мяч.

Составная часть элевации.
  1. В 19 в. Способность эластично, подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками.
  2. В 20 в. способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохраняя позу.


BALLONNE
[баллонэ]
фр. – раздутый, вздутый.

Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или вскока, снова возвращается в положение sur le cou de pied в момент опускания опорной ноги в demi plie.

BALLOTTE
[баллоттэ]
фр., от ballotter – качать, качаться.

прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou de pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед или назад), другая опускается на пол в demi plie. Корпус отклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении. Принцип отклонения корпуса лежит в основе battement developpe B.

BATTEMENTS
[батман]
фр. – биения.

Группа движений работающей ноги. Классический танец располагает множеством форм В. от простейших (tendus) - до сложных, многосоставных (divise en quarts). Каждое pas непременно содержит элемент В., поэтому в exercice (упражнения у станка и на середине) им придается большое значение. Упражнения в В. преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения: вытягивать ноги в прямые, как стрелы, линии, отчетливо исполнять различные эволюции (от резкого броска ноги и плавного ее поднятия до обратного опускания или сгибания). См.: B. TENDU, PETIT B. JETE, GRAND B. JETE.

BATTERIES
[батри]
фр., от battre - бить.

Прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны). В. делятся на: battu, entrechat и brise. Подготовкой к освоению заносок служат battements tendu pour B.

BATTU
[баттю]
фр., от battre - бить.

  1. В., прыжковые движения, усложненные ударом или несколькими ударами одной ноги о другую. Например, echappe B., assemble B., jete B. и др.
  2. В. battements, ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной ноги спереди, или пятки работающей ноги - по щиколотке опорной сзади. При ударах, а отличие от battements frappe, колено работающей ноги не разгибается. Обычно battements В. исполняется на efface.


BOURREE, pas de bourree
[па-дэ-буррэ]
фр., от bourrer – набивать, пичкать, надавать ударов, толчков, делать неожиданные скачки.

  1. Мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитые, исполняются с переменой или без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Основная учебная форма – simple (en dehors и en dedans), представляет собой перекрестное переступание с ноги на ногу, с продвижением в сторону. Первые два шага исполняются на полупальцах или пальцах с переменой ног и опусканием на demi plie на 3-ю долю. Во время переступания работающая нога отчетливо поднимается sur le cou de pied.
    Другие виды этого движения:
  2. Pas de dessus-dessous (над-под) – открываемая в начале движения нога идет вперед, подменяя собой другую ногу, а та, начиная движение, подставляется сзади.
  3. Pas de B. suivi (беспрерывный, связный) – отличается равномерностью мелких переступаний в I или V позициях с продвижением во всех направлениях.


CABRIOLE
[кабриоль]
фр. - кульбит, прыжок; пируэт, голубцы

Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх. Используется во всех позах на 45 и 90 . Как правило подходом к С. служит шаг glissade, ccoupe, sissonne tombe, sissonne ouverte.
Существуют
C. fermee и
C. fouette.

COUPЕ, pas coupe
[купэ]
фр. - разрезанный, пересеченный,
от фр. coup - толчок, удар

Вспомогательное движение перед прыжком или дугим pas: быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения.

COURU, pas couru
[курю]
от фр. courir - бежать.

Вспомогательное движение, танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком. На пальцах – бег в невыворотном положении.

CROISE
[круазэ]
фр. - скрещенный.

Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение С. достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans.

DEMI
[дэми]
фр., полу-, наполовину.

Термин указывает на исполнение только половины действия: D. plie - полуприседание; D. pointe - полупальцы; D. rond – половина круга и т.д.

DEMI-PLIE
[дэми-плие]
фр. –полусогнутый, полуприседание.

См. PLIE.

DEMI-PLIE RELEVE
[дэми-плие рэлевэ]
от фр. demi-plie – полусогнутый, releve - поднятый.

Термин объединяет два движения в неразрывное целое: полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и другие движения.

DESSUS-DESSOUS (bourree) pas de D.-D.
[па дэ дэссю-дэссу]
фр., на-под.

Открываемая в начале движения нога идет вперед, подменяя собой другую ногу, а та, начиная движение, подставляется сзади.

DEVELOPPE
[дэвэлоппэ]
фр. - развитой, развернутый.

Движение, разновидность battemets. Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперед в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты, опускается в V позицию.
Существуют сложные формы:
D. passe (проходящее) - после D. нога сгибается, носок подводится к колену, не касаясь его, и снова вытягивается в нужном направлении;
D. ballotte (качающееся): поднятая нога резким движением чуть опускается и снова возвращается в прежнее положение или отводится в сторону на 1/2 или1/4 круга и приводится в ту же позицию;
D. tombe (падающее): поднятая нога, как бы перешагивая через преграду падает на пол, увлекая за собой корпус, опорная нога с оттянутым носком упирается в пол или поднимается.

DOUBLE
[дубль]
фр. двойной.

Термин указывает на двойное исполнение pas. Например, в
D. battements tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя battement tendu.
Battement D. frappe имеет двойной перенос работающей ноги sur le cou-de pied вперед и назад.
D. assemble исполняется дважды с одной ноги и т.д.

GLISSADE
[глиссад]
фр. - скольжение.

Маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различные pas, а так же может служить толчком для других прыжков.

GLISSE, pas glisse
[глиссэ]
от фр. glisser - скользить.

Шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит – tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. P.G. в arabesque, повторенное несколько раз, - одно из самых выразительных движениий классического танца.

GRAND
[гран]
фр. - большой.

Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например,
G. plie - глубокое приседание,
G. battement jete - бросок ноги на возможно большую высоту,
G. fouette - самая развитая форма fouette,
G. changement - большой прыжок,
G. pas – многочастная, сложная танцевально-музыкальная форма и др.

GRAND FOUETTE
[гран фуэтэ]
от фр. fouetter - хлестать, взбивать и фр. grand - большой.

Развитая форма fouette , в которой нога поднимается на 90. Разновидности G.f., сохраняя образность fouette, сильно от него отличаются.
Существует форма G.f. со сменой epaolement, когда нога из положения efacee спередиснизу проводится вверх назад в то же положение.
Другое G.f. (en tournant) начинается a la seconde и заканчивается в 3-м arabesque. G.f. исполняется en dehors en dedants.

JETE
[жетэ]
от фр. jetter - бросать, кидать.

Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.
  1. battement tendu J. - отведение ноги вперед, в сторону или нозад с броском на высоту 45 ,
  2. grand battement tendu J. - то же с броском ноги на 90 и выше.
  3. J. - прыжок с ноги на ногу.
Группа прыжков J. многообразна по форме и широко используется в танце. Особенно выразительны и эффектны:
J. en avant,
grand J., J. entrelance,
grand J. en tournent,
grand J. pas de chat и др.

LENT
[лан]
фр. - медленный.

Термин, определяющий медленное исполнение pas. Например:
tour L.,
releve L.

PAR TERRE
[пар тэр]
фр. – на земле, по полу.

Термин указывает на исполнение pas в соприкосновении с полом, без отрыва от пола.

PAS
[па]
фр. - шаг.
  1. Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца. (P. jete, P. glissade, P. de chat).
  2. Танец в балете (например pas de ruban – танец с лентой из «Тщетной предосторожности», венгерское pas из балета «Раймонда» и др.).
  3. Многочастная форма классического балета –
    P. de deux,
    P. de troi,
    P. d’ action,
    Grand P.