Главная страницаНаписать письмо

О нас
Направления
Новости
Текущее
Несгораемое
Комната
для медитации

Встреча в пути
Галерея
Невыносимое
Афоризмы
Библиотека
Глоссарий

Наши размышления, пережитое, выкристаллизованное, созревшее, сформулированное внутри, то, что потребовало словесного выражения, а также вопросы к пространству, единомышленникам.


Мечта о силе


- Раздумья об идеале художника. - Уроки (Содержание понятия “сила” в современном обществе). - О дефекте восприятия мира и жизни. - Добродетель как способ энергосбережения. - Мистический переход (Трудный выбор). - Мой идеал художника.




Уроки. Прошлое и современность
Горький урок мне преподали дети… Горький и справедливый. “Устами младенца…”, “Дети - цветы…”… Что ж, понаблюдаем за теми, кого “на мякине не проведешь”. Итак, выбирают дети именно то, в чем чувствуют силу. А с другой стороны, то, что дети поддерживают - это слепок с современной культуры. Присмотришься попристальней - и страшно становится…

Идеал художника
Идеал художника. То, к чему стремишься, в чем черпаешь надежду и вдохновение. Это то, без чего не можешь жить, о чем тоскуешь, что ищешь (и зачастую не находишь) и потому желаешь воплотить. Но это не только манящий, прекрасный, далекий образ. Это еще и миссия, именно обязанность художника, потому что никто за него не воплотит то, что он предчувствует. А еще подстегивает внутренний протест или стон от того, что находишь вокруг себя, как кажется, слишком часто… А в минуты слабости думаешь: а нужно ли это кому-нибудь еще? А кому нести на суд созданное?

Уроки. Прошлое и современность
Горький урок мне преподали дети… Горький и справедливый. «Устами младенца…», «Дети – цветы…»… Что ж, понаблюдаем за теми, кого «на мякине не проведешь».

Итак, выбирают дети именно то, в чем чувствуют силу. А с другой стороны, то, что дети поддерживают – это слепок с современной культуры. Присмотришься попристальней – и страшно становится…
Выбирают наши дети драки разного масштаба любят ужасы и катастрофы, а строят большие и неустойчивые башни из кубиков, чтобы полюбоваться на их разрушение. Разного рода экстрим им неизмеримо интереснее добрых секретов природы. Любимые танцы детей все больше походят на агрессивные действия бойцов и на завлекающие жесты двуногих самок… «Разумное, доброе, вечное» продолжает обесцениваться в глазах детей. И дело не в том, что об этом перестали писать, снимать, танцевать, рисовать…
Дело не только в педагогических огрехах. Дети не видят в добродетели и бессмертной красоте силы. Вот мода – это круто, вот взрыв – это сила! Как громко заявляют они о себе! Как заметны последствия! Попробуй, поборись с ними! А в гармонии немногих линий, в тонком созвучии тонов хрупкого цветка? Где тут сила, если надо внимательно созерцать, если пнул ножкой в сандалике – и нет цветочка?! И кто о нем вспомнит уже через час?
В прежние века люди видели проявление могущества более в увековечении (имени, памяти, деяний), т.е. сохранении застывших форм, неудачно подражая в грандиозности творений и неизменности богам, небу и звездам. Ныне нам известно, что даже звезды движутся, но это нас мало чему научило. Современное понятие могущества деградировало до силы производимого впечатления именно сегодня и до разрушения как можно большего масштаба.
То же и в сфере искусства. Оторванные от истинного Источника, оглушенные, ослепленные мы ищем все более острых ощущений, которые бы потрясли наши уже огрубевшие чувства. И не замечаем парадоксальности ситуации. Мы стараемся идти «в ногу со временем, с прогрессом», соперничаем друг с другом в оригинальности, следуя изо всех сил сиюминутным навязанным извне стереотипам, называя их «велениями моды», ибо сами лишены даже силы воображения!.. Да к тому же восхищаемся своей прозорливостью отмечая, что «мотивы возвращаются», что «ретро покорило всех», но мы гораздо откровеннее рассуждаем (все еще рассуждаем!!!) на «вечные темы»… Бег наперегонки по кругу, кольцевые гонки локомотивов по одноколейке… 1

Что касается «вечных тем», то основная масса «порядочных людей» не сомневается в истинности религиозных этических норм, однако в жизни применить не может, даже если захочет. Потому что для большинства считающих себя верующими религиозные запреты, если посмотреть правде в глаза, – это не вехи на Пути, а ограничения на пути жизненной силы. Поэтому так скоро нравоучения «надо делать хорошо и не надо плохо» начинают отвращать наших милых «носителей истины». И они ужасающе правы. Верят дети только тому, через кого сила жизни течет мощным потоком. Именно этим качеством взрослые реально воспитывают тетей. И уже не так важно, течет эта сила бесконечно, как через проводник или вытекает навсегда, как из однажды наполненного резервуара. Дети не умеют еще разобраться в этих тонкостях. А догадливые взрослые, делающие деньги на детском интересе, именно по принципу «силы» формируют восприятие ребенком не только товаров и услуг, но, к сожалению, и жизни в целом. И делают упор на втором варианте, опустошение резервуара, ибо он проще, доступнее, очевиднее, наконец. И тут сказывается особенность сознания людей нашей технократической цивилизации, некий стандарт восприятия (кем установленный? - интересный вопрос).

Не многие взрослые задумываются что реально под силу человеку XX – XXI века. Что людям проще: создать «вулкан» в Хиросиме, пользуясь природным сырьем, или так же, из сырья, т.е. воды, почвы, воздуха, солнечного света и пения птиц создать одуванчик? Мы даже банальную глюкозу таким простым путем получать не умеем! Если информацию, скрепляющую и организующую «5 элементов» в одуванчик и связующую его с неким биогеоценозом, а через него распространяющую конструктивное (!) взаимодействие на всю биосферу Земли тоже считать энергией, то где силы больше? Что способно оказать на нас большее влияние, глубже изменить нашу жизнь?
Когда Субхути попросил Будду открыть квинтэссенцию его учения, Совершенный в ответ молча поднял цветок. И это сделал Лев, Могучий, среди учителей человечества, воин по рождению, чуждый всякой сентиментальности!.. Он видел силу. Умел ее видеть. Если могучим признавалось в то время незыблемое, то он умел видеть мощь в преходящем, если силу признавали только в огромном, то он умел ее ощутить в малом:
«Требуется высокая степень культуры и инсайта, чтобы уловить вечное в преходящих формах, увидеть вневременную гармонию в скоротечных феноменах, ощутить бесконечный ритм, который пронизывает даже незначительное выражение жизни.»
И еще пример восприятия, которое сегодня встречается все реже и реже:
«Мы наслаждаемся водопадом или облаками, несмотря на их непостоянство; эти меняющиеся формы возбуждают у нас восторг. Мы восхищаемся мимолетной и недолговечной красотой цветка, мы ценим его больше всего за его уникальность, его скоротечность, его неповторимую индивидуальность. Он драгоценен, поскольку является уникальным выражением жизни, основанным на всем, что было прежде, и потому включающим всю безбрежную вселенную в свою индивидуальную форму.»
(Лама Анагарика Говинда /Эрнст Лотар Гоффманн 1898-1985/. Творческая медитация имногомерное сознание. М., 1993.)
Видимо, восприятие большинства наших современников не настроено видеть силу в этом виде.

О дефекте восприятия в терминах физики
Большинство современных людей воспринимают как силу только энергию «кинетическую», ту самую благодаря которой энтропия в видимой (это не значит что во всей!!!) вселенной неуклонно растет. Горячее остывает, высокое падает, сложные системы упрощаются, священное профанируется, высоко моральное пускается в разврат. Примеры – рядом. В перспективе – ядерная зама или экологическая катастрофа. 2
И только Бог обещает райские кущи. Потому что жизнь, как она задумана Им, – это постоянное противодействие росту энтропии: от минерала к клетке, от простейших к многоклеточным, от холоднокровных к млекопитающим с постоянной температурой тела, от «рожденных ползать» до «Путешествия вне тела», от «глаз за глаз» до «возлюбите врагов своих», от 99 наштампованных праведников до одного раскаявшегося в результате собственного жизненного опыта грешника… В перспективе - дальние миры, т.е. Царствие Небесное.

Путь накопления «потенциальной энергии» (силы Дэ, психической энергии, личной силы, ци, ки и т.д.) – это путь, скорее, увеличения потенциальной вместимости для проведения «силы Дэ». Ибо само понятие энергии немыслимо без движения. Энергия всегда движется, течет. Любой застой – это начало распада, разложения, увеличение энтропии, т.е. смерть. Только в случае с «потенциальной энергией» движение подразумевается другое.
Если следование по пути возрастания «кинетической энергии» связано с расходованием резервов и совпадает с направлением увеличения энтропии, то путь увеличения «потенциальной энергии» предполагает такое употребление энергии, при котором увеличивается «проводимость» и «вместимость», т.е. увеличивается упорядоченность и объем системы. Иными словами, происходит непрерывное самосовершенствование, духовный рост, расширение сознания, энтропия уменьшается - «добродетель становится искренней» и мудрец «уподобляется Дао», которое есть «Пустота» и, в то же время, «Мать всех вещей», этакая Великая Потенциальность.

Добродетель как способ энергосбережения
Стих 23. Нужно меньше говорить, следовать естественности. 3 Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и земля. 4 Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек. Поэтому он служит Дао. Кто [служит] Дао, тот тождествен Дао. Кто [служит] Дэ. Тот тождествен Дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто тождествен Дао, приобретает Дао. Тот, кто тождествен Дэ, приобретает Дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие. (Пер. Ян Хин-Шуна)
Когда говорят о растворении в Боге, редко договаривают, что оно происходит при полной реализации всех заложенных свойств. Растворение в Боге или уподобление Дао – это конец попыткам исказить индивидуальный божественный замысел стандартами цивилизации и обретение полноты свойств, что называется совершенством. Совершенство – не полный набор только положительных качеств, ибо разделение на плохое и хорошее – не истинное состояние. Совершенство – это все качества совместно со знанием и умением их вовремя и к месту употребить. 5 В этом смысле религиозные запреты – это не ограничения самовыражения, а барьеры на пути утечки энергии, потенциальной энергии, перешедшей в кинетическую. Моральные нормы – это частные случаи стратегии энергосбережения (Лао-цзы о высшей добродетели, которая не есть гуманность и прочее см. Стихи 18, 8, 5 ). Нравственные поступки – это способы расширения, увеличения канала для энергии. Чтобы результативно действовать – нужна энергия, однако к каждому случаю нужно уметь подойти наиболее адекватно, чтобы энергия не растрачивалась впустую и не было бы «побочных эффектов». Лишь вместив в свое сердце сердца всех людей можно искренне совершать добродетельные поступки, правда иногда они не выглядят как таковые ибо непонятны людям.
Стих 49. «Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа… Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ как на своих детей.» (Пер. Ян Хин-Шуна)
Шланг, мечущийся по саду, ломающий цветы, доводящий садовника до бешенства, калечащий всякого, кто пытается его поймать – безвольно обвисает, когда перекроют кран. Это – сюжет для комедии. Или трагедии с точки зрения садовника. Река питается многими притоками, и течет она в неподвижном русле. Но стоит возникнуть препятствию (будь то ущелье, пороги, перепад высоты) – мощь и сила потрясает. Впрочем, величие присуще и спокойно несущей свои воды реке. А мощь потенциальной энергии связывается именно с неподвижностью. 6

Путь наращивания «кинетической энергии» - это экстенсивный метод поддерживания энергообмена с миром. Она питается ресурсами, т.е. за счет «потенциальной энергии»: накопленные ценности, физическое здоровье, сама жизнь, накопленный интеллектуальный потенциал, исходный моральный уровень. Вседозволенность приносит кайф от отказа исполнять те или иные нормы, т.е. нужно, чтобы было что-то усвоенное, худо – бедно практикуемое, набившее оскомину. Чтобы было что принести на алтарь страсти надо что-то иметь. Когда доступные средства перестают действовать, в ход идут стимуляторы – разного рода наркотики, чтобы извлекать все более глубокие резервы.

Мистический переход (трудный выбор)
Наверное, каждый человек в начале жизненного пути «пробует» оба метода и делает выбор. Каждый начинает с прежнего опыта, где он чувствует себя как рыба в воде, эксплуатируя достижения прошлой жизни без особого труда и риска (Южный (нисходящий) лунный узел в терминах астрологии). Однако тут и начинаются неприятности, ибо эволюционный застой – самый страшный грех, в качестве наказания за который человеку перестают «давать» жизненную энергию, предназначенную для развития, ему «перекрывают кран» силы Дэ. Под лежачий камень Дэ не течет. Так возникает пессимистическое восприятие жизни и потребность ее «раскрасить» наслаждениями и острыми ощущениями. Но если человек сумел ощутить Радость и осознать Благодать, т.е. течение Дэ сквозь свое существо, он знает и чувствует, что все наслаждения и острые ощущения – лишь бледные тени и чадное пламя, за которыми следуют отвращение и похмелье. Если он не отмахнулся от переживания себя истинного, значит он уже знает, что Танталовы муки желаний и амбиций будут преследовать всю жизнь, ибо погони за призраками увенчиваются успехом только в американских фильмах.
Человек - существо, наделенное дивным даром – свободой воли. И на этом перепутье каждый выбирает свою дорогу. Тут нужно понять, для чего дан в пользование человеку его потенциал. Нужно сделать выбор между Радостью и удовольствием, Созиданием и потреблением, Творчеством и изощренностью.
Ситуация напоминает движение по числовой прямой, где направление «-» соответствует пути наращивания ощущения силы за счет использования «кинетической энергии», а направление «+» - росту, взращиванию «потенциальной».
А между плюсом и минусом лежит зона «0», где человек ощущает себя крайне слабым и одиноким. Миновать ее нельзя. Приближение страшит подобно смерти, ведь это отказ от легкого, привычного, известного, стереотипного, одобряемого. Это - шаг в Неизвестность, Беспредельность, это, наконец, - встреча со своей истинной индивидуальностью и своим Путем.
Мало осознать все это. Нужны смелость и мужество, глубокая вера или суровая необходимость (вроде угрозы смерти), чтобы решиться на этот переход. Возможно, придется все потерять, чтобы приобрести Все. Никто не поручится, что впредь вам будет легко и весело. Но одно можно сказать с уверенностью: скучно не будет никогда!
Труда будет много, но он будет наполнен смыслом, а хорошо исполненная работа будет наполнять сердце глубокой, спокойной, чистой радостью – заливать алкоголем вам уже нечего. Встречи с друзьями и единомышленниками будут редки, но содержательны и продуктивны, немногочисленные слова будут звучать в душе долго – не будет пустоты, чтобы заполнять ее тусовками и пустыми развлечениями. Злоупотребления и извращения цивилизации предстанут с неприкрытой очевидностью, однако Красота и величие мироздания, благодать Закона и ощущение собственной причастности к ним станут источником смелости и уверенности в своих силах – зависть и страх потеряют почву в сознании. Падут стены, отгораживающие от просторов мира, чувствительность обострится, но ощущение единства Вселенной и ответственность за вверенный кусочек космоса – собственную жизнь - избавят от лихорадки соперничества, маниакальной страсти к контролированию, судорог агрессии. Стереотипные представления о семье и браке станут безнадежно тесны и неудовлетворительны, но вместе с тем глубокая духовная близость с любимым человеком через пространство и время развеет иллюзию неизбывных сексуальных потребностей – безнадежного поиска единения в теле, т.е. единения там, где мы всегда были и будем разделены.

Мой идеал художника
Я не ищу идеала в какой-либо танцевальной традиции, хотя с уважением отношусь ко многим. Я верю, что из следования закону природы, воплощенному в теле человека рождаются истинно прекрасные движения, и такая красота заключает в себе огромную силу. И вера моя подкрепляется еще одной многовековой традицией: воинские искусства, также изучавшие законы природы, но на предмет силы и эффективности, восхищают красотой своей боевой техники!
И пускай плоды моего творчества не укладываются в определения стилей, «несовременны», «скушны», «наивны»… Говорят, Легендарный Лао-цзы не писал книги «Дао Дэ цзин». А само великое Учение этого величайшего мудреца популярным не стало даже в Китае. Прославленных же «даосов», стремящихся лишь к долголетию и обладанию сверхъестественной силой, «основатель даосизма» никак бы не смог назвать своими учениками… 7

Дао – мой идеал художника. Сотворенное во имя его не нуждается в оправдании и проповеди. А написанное здесь – всего лишь слова поддержки и ободрения тому, кто готов решиться на столь рискованный переход или приветствие тем, кто его уже совершил. Вместе с первым я восклицаю: «Банзай!» Вторым улыбаюсь: «Бог велик!».

Ольга Дятлова


1. Кроме всего прочего мы – свидетели культа искусственности, прикрывающейся лозунгами: «Естественная сила природы!» «Энергия жизни!» «Новая формула!». Опять «сила»! Но какая? И о каком «естестве» идет речь? О человеческом или животном? Новизна тоже подозрительная. И я скорее соглашусь с Кораном, который не велит состязаться с Богом в творении вещей, ибо нет ничего «нового» под солнцем, где все создано Им.

2. Так было и раньше. Тот самый богатый, которому, чтобы попасть в Царствие Небесное, приходится больше вытерпеть, чем верблюду, пролезающему в игольное ушко, имел тот же дефект восприятия. Он тоже видел силу в деньгах, а не в мудрости. Он копил то, что могут украсть и чего нельзя унести с собой на тот свет, презирая силу, возносящую бессмертную душу до самого Рая. Ныне мы имеем над всеми «демократическими» государствами тоталитарную власть денег: «Рынок - наш президент!»

3. Говорение связано с интеллектом, ограниченным, разделяющим и вторичным по природе, говорить можно лишь о внешнем. Естественность в синтезе и реализации внутренней сущности, неразрушимой и непреходящей.

4. Небо и земля – пример естественных систем, причем наибольших из данных в наблюдение человеку.

5. А.А. Маслов о даосском мудреце: Момент ощущения или внутреннего осмысления «преддверия» весьма существенен для мудреца. Для него важна не цель (для него нет целей – он следует Дао и тем самым он может достигнуть всего, даже не думая об этом), но ощущение свободы творческого начала внутри себя. <…> преддверие символизирует бесконечность выбора вариантов и огромную потенциальную энергию самого человека – он способен на все, ровно как и Пустота способна породить любую форму. <…> наполнение жизни мудреца – это переживание полноты своих духовных свойств, своей целостности, и этот мотив – видение единства мира через его мозаичность – отразится и в китайской живописи. (А.А. Маслов. Мистерия Дао. М., 1996 стр. 60, 61)

6. Герман Гессе. Сиддхартха.
С такими мыслями, раздираемый противоречивыми чувствами, из которых самым сильным все же оказалась любовь, Говинда еще раз низко поклонился неподвижно сидящему Сиддхартхе.
Сиддхартха молча смотрел на него, улыбаясь все тою же неподвижною, тихою улыбкой…
И когда Говинда, изумленный, но покорный его воле, весь во власти любви и предчувствия, наклонился к Сиддхартхе и коснулся его лба своими устами, произошло чудо… Лицо его друга исчезло; вместо него он увидел другие лица, сотни, тысячи, великое множество лиц, слившихся в могучем потоке; они появлялись и исчезали, оставаясь, однако, все одновременно в русле этой реки, они непрерывно изменялись и обновлялись, и все же каждое из них сохраняло черты Сиддхартхи. …Он видел эти лики и образы во всей совокупности отношений, которыми они были связаны друг с другом… и все эти лики и образы покойно текли, плыли в бесконечность, порождали друг друга, сливаясь и перемешиваясь, и над всем этим он видел нечто тонкое, бесплотное, но обладающее бытием, это было словно стекло, словно лед, словно прозрачная пелена, оболочка, слово зыбкая форма или маска, и эта маска улыбалась; этой маской было улыбающееся лицо Сиддхартхи, которого он, Говинда, в этот миг касался устами. И он видел, что улыбка этой маски - улыбка единства над потоком форм, улыбка одновременности над тысячами смертей и рождений, эта улыбка Сиддхартхи была той же самой тихой, тонкой мудрой, непостижимой, быть может, доброй, быть может насмешливой, тысячеликой улыбкой Гаутамы, Будды, которую он сам сотни раз благоговейно созерцал. Так, он знал это, улыбаются лишь достигшие совершенства.
…Говинда постоял еще несколько мгновений, склоненный над неподвижным лицом Сиддхартхи, которое он только что поцеловал и в котором он только что, словно в волшебном зеркале, увидел все эти формы, все таинства становления, все таинства бытия. Это зеркало не изменилось и после того, как погасла, закрылась его тысячеликая бездна; на поверхности его по-прежнему сияла неподвижная, тихая и кроткая, быть может, добрая, быть может, насмешливая улыбка – такая же, какая сияла на лице Гаутамы, Возвышенного.
Низко, до самой земли, поклонился Говинда неподвижно сидящему другу, чья улыбка напомнила ему обо всем, что он когда-либо в своей жизни любил, обо всем, что когда-либо было для него дорого и свято.

Повесть «Сиддхартха» цитируется по: Г. Гессе. Путь внутрь. С-Пб., 1999г. Стр. 332–334

7. Стих 70. Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществлять. (Перевод Ян Хин-Шуна)

Еще более категорично эта мысль проступает в переводе Маслова:
Мои слова легко понять и столь же легко им следовать.
И все же никто в мире не способен их понять и тем более следовать им.
Слова имеют предка, дела имеют господина.
Из-за того, что люди сиры, им не удается понять меня.
Как же мало тех, кто понимает меня!
Как же редки те, кто следует мне.
Поэтому мудрецы носили холщевые одежды, но в душе берегли драгоценную яшму.




Вернуться назад